А сейчас я хотела

А сейчас я хотела бы поговорить о некоторых функциях солнечного бога в мифе, поскольку это может помочь прояснить роль Солнца в гороскопе. В некоторых культурах Солнце представлено женским божеством, но тогда богиня обладает мужскими, то есть активными качествами. В качестве примера приведу египетскую богиню Солнца Сехмет, дочь бога Солнца Ра, которую называли глаз Ра. Ее изображали с головой льва, увенчанной солнечным диском, и считали богиней битв и кровопролитий. Но сам Ра, один из древнейших солнечных богов, намного более показателен в отношении солнечных характеристик: он создатель мира и блюститель справедливости, а также всеобщий отец, так как остальные боги произошли от него.
Аполлон, греческий бог Солнца, — намного более поздний, очеловеченный персонаж. Это джентльмен Олимпа, и от него мы можем многое узнать о глубинном значении Солнца. Самое, наверное, существенное то, что Аполлон разрушает семейные проклятия. Если вы попали в такую же чудовищную переделку, что и Орест, и унаследовали клубок семейных комплексов, которые сводят вас с ума, только Аполлону под силу ослабить хватку эриний (фурий), защитниц закона матриархата. Другой миф об Аполлоне, который заключает в себе тот же смысл, — история его сражения с гигантской змеей Пифоном. Убив змею, бог устраивает в Дельфах собственное святилище на месте ее логова и воздает ей честь (или интегрирует ее), нарекая своего оракула Пифией. Функция разрушения проклятий интереснее всего. Что, по-вашему, это может значить?
Аудитория: Солнце помогает нам прорабатывать нерешенные семейные проблемы.
Лиз: Да, я бы тоже поняла это таким образом. Чем больше мы ощущаем собственную отдельность и самостоятельность, тем менее мы подвержены бессознательным конфликтам и навязчивым состояниям семейной психики. Это не значит, что проживание Солнца заставляет отказаться от семьи. Наоборот, чем больше человек является самим собой, тем больше он может дать другим, искренним и открытым способом. Семьи разрушают психологические скелеты в шкафу — те силы, что хитростью удерживают людей вместе, постепенный отказ от своих талантов и способностей, зависть, неприятие и страх, переходящие из поколения в поколение, — и Солнце может рассеять все это.
В греческих мифах виновником семейных проклятий обычно становится кто-то, кто оскорбляет бога (гордыней или высокомерием), а уж бог затем отравляет жизнь последующим поколениям. Поскольку божество не получило должного почитания, потомки будут страдать до тех пор, пока проклятие не исполнится или не будет разрушено. Под оскорблением бога следует понимать оскорбление архетипического принципа, фундаментального жизненного импульса. Что-то оказывается обесцененным и обесчещенным и наносит ответный удар через семейную психику, вызывая конфликты и страдания, которые бессознательно передаются от родителей к детям. Такое случается в семьях все время. Это оборотная сторона совместной жизни, тепла и поддержки, которые может дать любящая семья. В некоторых семьях люди дают друг другу очень много тепла, поддержки и взаимного уважения, и оборотная сторона, совершенно человеческая, вызывает к жизни самые обычные незначительные проблемы во взаимоотношениях, с которыми мы все сталкиваемся. Другие семьи действительно прокляты, там подавляют, манипулируют и разрушают, и члены таких семей страдают. Это не всегда можно легко вычислить, поскольку крепко опутанная сетью проклятия семья может маскироваться под любящую, а проблемы прячет или сваливает всю вину за них на одного из своих членов. И иногда все члены семьи, кроме одного, вполне довольны таким положением вещей. А тот, кто обладает более сильной потребностью в индивидуальном самовыражении, обычно становится козлом отпущения.
Например, в семейном кругу может быть не принято выражать определенные эмоции. Нежность, допустим, не проявляют открыто, не говорят о сексуальности, никто никогда не злится. Или предполагается, что все останутся счастливо жить в одном и том же провинциальном городе. В таких семьях имеет место подобие родо-племенных отношений, и их члены не должны ни под каким предлогом нарушать неписаные правила. Если человек пытается бросить им вызов, его заставят чувствовать себя плохим, эгоистичным и нелюбимым, или даже объявят больным или ненормальным. Есть что-то в солнечном сознании, — это самое чувство я, — что способно разрушать проклятья, наложенные на нас неписаными семейными правилами. Все мы боимся одиночества, подвержены чувству вины и позволяем собой манипулировать, поскольку у всех нас в карте есть Нептун, и ни у кого нет идеального детства. Угроза стать отверженным болезненна для всех, а для некоторых — особенно. Но если мы поверим, что мы такие, какими и должны быть, что, бросив вызов системе бессознательного поведения, мы не становимся плохими или никчемными, тогда мы сможем попытаться восстановить хорошие отношения с членами семьи, придерживаясь при этом собственных ценностей и своего пути в жизни.
В психотерапии есть лунный аспект — сдерживание, сопереживание и выстраивание межличностных отношений. Есть также солнечный аспект, связанный с аполлоновой функцией разрушения проклятий. Цель аполлонического анализа — не просто откопать все ужасные травмы, чтобы человек мог во всех своих бедах винить родителей. Проклятие рассеивается посредством осознания семейных паттернов и того, как мы их проживаем. Проклятие навязчиво; мы зацикливаемся на разрушительном и опасном для себя поведении и не видим причины навязчивого состояния, потому что у нас еще достаточного чувства отделенности от коллектива, от семейной психики. Фурий из греческого мифа, которые преследовали нанесшую оскорбление жертву, можно трактовать по-разному. Я пришла к выводу, что в большинстве случаем они принимают форму вины, беспокойства и отчужденности, Вина говорит нам, что мы не заслуживаем того, чтобы быть счастливыми; тревога заставляет бояться перемен и будущих возможностей, отчужденность побуждает вредить другим и себе. Это архетипические человеческие чувства, и полностью избавиться от них невозможно. Но разбивающая проклятия функция Солнца означает, что чем больше мы себя ценим, тем меньше стараемся соответствовать чужим ожиданиям, тем меньше боимся, что жизнь задавит нас, тем меньше отстраняемся от нереализованных возможностей.
Аполлон — прорицатель. Его называли Аполлоном Прозорливым, и с его дельфийским оракулом советовались многие века. Это очень древняя идея — о том, что человек может посоветоваться с богом и узнать, как правильно поступить или получить ответ на вопрос; ее современную версию можно усмотреть в астрологии или И Цзин. Но природа оракула Аполлона не экстрасенсорна, как мы бы сейчас сказали. Экстрасенсорность это род мистического участия, возможность растворить собственные границы и слиться с чужой психикой. Солнечное прорицание — это предвидение, там нет потери себя. Оно скорее интуитивно, и мудрость его основывается на понимании того, к чему приведет выбор, сделанный в настоящем. Аполлона также называли двусмысленным, поскольку никогда нельзя было быть уверенным в значении ответа. Все зависело от уровня интерпретации. Это не было предсказание в буквальном смысле слова: спрашивающему предлагался выбор, — образы сна тоже имеют много уровней и могут трактоваться по-разному.
Эдип, например, советовался с Дельфийским Оракулом, потому что начал сомневаться в том, что коринфские царь и царица действительно его родители. Оракул сказал ему, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Это напоминает образ из сна; что это может значить? Фрейд полгал, что символически все мы убийцы и любовники своих родителей; это неизменная правда детского мира, и это повторяется на протяжении всей жизни, когда бы мы ни свергали старую авторитарную структуру, внутреннюю или внешнюю, и ни стремились к единению с любимым идеалом. Эдип, как бы то ни было, трактует этот образ буквально и убегает из Коринфа, чтобы избежать ужасной судьбы. Но Аполлон лжив, и убегая, Эдип тем самым приближается к этой судьбе. Ему от природы присущ огромный недостаток — неконтролируемая ярость. И, повстречав на дороге своего настоящего отца, Эдип приходит в ярость и убивает его. Остальное вы знаете. Результат предсказания странным образом переплетается с выбором человека, которому это предсказание было дано. Так работает паттерн, который изменить нельзя; но спрашивающий может понять внутренний уровень паттерна и вести себя соответственно. Кстати сказать, Аполлон — единственный бог, которому удалось обмануть трех мойр, предопределяющих смерть. Он их напоил.
Таким образом, Аполлон символизирует возможность Солнца распознать работающий паттерн и проследить последствия нашего выбора. Мы часто принимаем решения слепо, руководствуясь эмоциональной потребностью, или интеллектуальным анализом, или желанием угодить. Но мы упускаем из виду более широкую картину — кто мы на самом деле по отношению к нашему окружению и какими могут быть паттерны нашего собственного пути. И потом мы с изумлением сталкиваемся с плодами своего выбора в прошлом. Обращение к Оракулу в мифе — это обращение внутрь себя, медитация, которая устанавливает связь с той нашей частью, которая обладает даром предвидения. Многие люди достигают этого с помощью молитвы или медитации, и это священный акт в самом глубоком смысле, каким он и был в древние времена, когда люди обращались к богу. Чем больше мы знаем о себе, тем более адекватно ведем себя по отношению к своей внутренней правде или к тому, что для нас правильно — и даже если последствия оказываются трудными или болезненными, мы можем вернуть себе свою целостность и силу. Именно поэтому Аполлон — джентльмен. Или, как говорил Полоний в Гамлете:

Но главное: будь верен сам себе;
Тогда, как вслед за днем бывает ночь,
Ты не изменишь и другим.

Пророческие способности Аполлона есть в каждом из нас. Это свойство Солнца отражает наш дар предвидения и способность распознать внутренний потенциал, который пока еще никак себя не проявил. К тому же, Солнце ассоциируется с образом божественного ребенка, которого иногда изображают на карте Солнца в колодах Таро. Божественное дитя символизирует все то, чем нам предстоит стать, то, чему предстоит со временем выкристаллизоваться (Сатурн). Опыт и навыки, которые мы приобретаем с опытом, кристаллизуют этот потенциал и формируют взрослого. Божественный ребенок — это наша солнечная матрица, она есть в каждом из нас как семечко, которому, чтобы прорасти, нужна целая жизнь. Солнце дает нам ощущение, что у нас есть будущее, что у будущего есть смысл, что наши жизни соответствуют замыслу высшего разума. И тогда мы способны восстановить веру в себя и рискнуть окунуться в неизвестное. И даже если наш риск себя не оправдает и разрушит то, что уже построено, мы знаем, что выживем и попробуем начать все с начала. Вы уже поняли, видимо, каково это — быть оторванным от солнечного принципа. Это тоскливое и сумрачное состояние, поскольку человек не видит будущего. Есть только прошлое, со всеми его ошибками и упущенными возможностями. Это семейное проклятие. Я считаю, что в колоде Таро этому чувству безысходности соответствует аркан Дьявола — оковы, которых мы не видим, но которые висят у нас на шее и не позволяют двигаться вперед.
И, наконец, Аполлон — бог музыки. Вдобавок он — предводитель девяти муз, каждая из которых представляет конкретный раздел искусства. Эта власть над творчеством отличается от функций Афродиты, богини красоты и украшательства: Афродита берет то, что уже создано, некую заготовку и облагораживает ее. Аполлон же создает нечто из ничего, он символизирует творческий порыв как таковой. Почему именно музыка?
Аудитория: Музыка идет от сердца.
Лиз: Да, но то же самое можно сказать и о любом другом творчестве. Возможно, дело в самой природе музыки. Мне снова вспоминается роман Мари Рено, в котором Тесей замечает, что если пойти со своей печалью к Аполлону и обратить ее в песню, Аполлон заберет эту печаль. В музыке может найти воплощение любое человеческое чувство — в тот момент, когда человек его переживает. Это не передача и не преобразование, это выделение самой сути. Музыка не передает эмоции с помощью образов или слов, которые требуют интерпретации и мысленной дистанции. Музыка — самый спонтанный вид творчества из всех, и вероятно, появился раньше остальных — мне представляется, что люди начали ритмично двигаться и стучать палками по скалам задолго до того, как научились рисовать бизонов на стенах пещер. Ритм — это основа нашего тела, он берет начало от ритмичного биения сердца. В этом смысле, музыка — первичное искусство, она предшествовала мысли и восприятию, она берет начало от истоков самой жизни. Для того, чтобы создавать музыку, вам не нужны инструменты — нужно только постукивать ногой и открывать рот. Музыка каким-то образом облегчает невыносимые чувства, дает возможность справляться с ними. Об этой функции Солнца очень трудно говорить, но я надеюсь, что вы что-то поняли из того, что я сказала. Я не предлагаю становиться музыкантом или меломаном. Но, когда мы спонтанно себя проявляем, мы создаем музыку. Эта грань солнечного принципа соединяет жизнь с искусством.

Авторы: Л. Грин. Г. Саспортас. Светила. Психологическое значение Солнца и Луны в гороскопе